Press "Enter" to skip to content

Американская крафтовая революция

До изобретения паровой машины и появления пивоваренных заводов-гигантов XIX века большинство пивоварен во всех странах мира были крафтовыми. У каждого пивовара были свои рецепты, объёмы производства были небольшими, сырьё использовалось преимущественно местное. Такая ситуация сохранялась вплоть до Второй мировой войны повсеместно, в Европе, в США, и даже в СССР. Подтверждением чему могут служить разнообразнейшие пивные этикетки самых разных сортов, которые в те годы производились.

После окончания Второй мировой войны пивные производства во всем мире укрупнялись, расширялись и даже выходили на международный рынок. Так появились транснациональные пивоваренные компании. Их однообразная продукция (лёгкий светлый лагер) за счёт своей дешевизны вытесняли с полок магазинов и из баров пиво небольших пивоварен, что приводило к их разорению.

К концу 1970-х годов в США существовало всего 44 пивоваренных компании, и по прогнозам экспертов через несколько лет их должно было остаться не более пяти. Однако нашлись несколько энтузиастов, которые захотели всё изменить.

Первым из них стал Фриц Майтаг. В 1965 году он приобрёл находившуюся на грани разорения пивоварню Anchor Brewing. Эта пивоварня “славилась” некачественным пивом, поэтому Фриц и его команда потратили несколько лет на замену оборудования и отладку производственных процессов. Своей задачей Фриц ставил воссоздать сорта пива, которые варились в США до принятия сухого закона. На это ушло почти 6 лет, и лишь к 1975-му году пивоварня Anchor выпустила Liberty Ale, который и стал по сути первым крафтовым пивом, сваренным по технологии верхового брожения с использованием сухого охмеления, да ещё и с новым сортом хмеля Cascade.

Фриц Майтаг со своей командой

Затем появились ещё несколько пивоварен. В 1975 году пивовар-самоучка Джон “Джек” Маколифф открыл первую современную крафтовую пивоварню New Albion Brewing. Это было микро-производство, оборудованное в гараже, и радовавшее любителей пива классическими европейскими и необычными экспериментальными сортами. И хотя в 1982 году пивоварня закрылась, её пример вдохновил многих пивоваров, и в начале 1980-х годов микро-пивоварни стали появляться повсеместно.

Джон Маколифф

Качество пива на этих небольших пивоварнях улучшалось с каждым годом. На фоне  невнятного и безвкусного пива массового потребления крафтовое пиво стало набирать всё большую популярность.

В 1976 физик-ядерщик, увлекающийся домашним пивоварением, Чарли Папазян издаёт свою первую книгу “Радость пивоварения” (Joy of Brewing), которая стала пошаговым руководством для варки пива в домашних условиях. Эта книга выдержала больше 25 переизданий, и её общий тираж перевалил за 1 млн. экземпляров. Многие до сих пор считают её одной из лучших книг для начинающего домашнего пивовара.

В 1978 году Папазян организовал Ассоциацию американских домашних пивоваров, которая оказывала полную поддержку пивоварам по вопросам подготовки документов, необходимых для регистрации пивоварни и получения лицензии.

В 1978 году Конгресс принял закон, отменивший федеральные ограничения и акцизы в отношении домашнего пивоварения “для личного или семейного использования, а не для продажи”. Президент Джимми Картер подписал закон, тем самым легализовав домашнее пивоварение, что стало ключевым моментом в пивной революции США. И хотя поначалу закон действовал не во всех штатах (например, Алабама и Миссисипи приняли его только в 2013 году), домашние пивовары получили возможность превратить своё хобби в легальный бизнес. Начиная с 1980 года количество новых микро-пивоварен стало нарастать лавинообразно, а региональные рынки захлестнули сотни полновкусных и ароматных сортов пива, вкус которых в США был забыт ещё со времён сухого закона.

Для многих американцев возрождение малых пивоваренных производств стало предметом особой гордости, так как до введения сухого закона в США было более двух тысяч пивоварен, основанных эмигрантами из Германии, Англии, Ирландии, Бельгии, Австралии, России и других стран. И все эти пивоварни продолжали традиции своего национального пивоварения, обогащая друг друга. Индийские светлые эли, портеры, классические и имперские стауты, вайцены, пряные и фруктовые эли и многие другие сорта пива были частью американской культуры. В 1919 году в США был принят сухой закон, за 14 лет уничтоживший всё это многообразие. С 1933 года и до 1980-х в США повсеместно воцарился стандартный светлый лагер. Во многих американских фильмах тех лет можно наблюдать сцены, когда человек входит в бар и заказывает пиво, не уточняя какое. Потому что во всех барах было одно и то же пиво.

В 1980 году в США было всего восемь крафтовых пивоварен. В 1994 их было уже 537. В 1997 году уже 1396. В 2010 году их стало более 1600. По данным Brewers Association на конец 2017 года в США работало более 6000 пивоварен. Причём 98% из них — это независимые и малые крафтовые пивоварни. Сегодня 83% совершеннолетних американцев живут в радиусе 16 км от какой-нибудь крафтовой пивоварни.

Конечно, такой стремительный рост количества новых пивоварен не мог не сказаться на их качестве. В период бума 1990-х интерес потребителей к крафтовому пиву был запредельным. Не удивительно, что многие микро-пивоварни открывались не пивоварами-любителями, а профессиональными инвесторами с целью быстрого обогащения. Некоторым это удалось, но большинство пивоварен, варивших плохое пиво закрылись в период с 1997 по 2010 год. Те пивоварни, что пережили этот трудный период остались и процветают.

В 1987 году продажи крафтового пива составляли всего 0,1% от общего объёма продаж пива. К 2015 году доля крафтового пива увеличилась до 20%. А это 20% рынка объёмом 100 млрд. долларов. Крупные пивные бренды не могли допустить такой серьёзной потери, и пустились на всевозможные хитрости.

Во-первых, на рынке появились якобы крафтовые пивоварни, которыми владеют пивные гиганты.
Во-вторых, крупные пивоваренные бренды стали поглощать известные крафтовые пивоварни, используя затем известный бренд для продажи своей продукции. Среди любителей крафтового пива даже появился презрительное обозначение пива, маскирующегося под крафтовое — crafty beer. Американские крафтовые пивовары ещё в 1978 году объединились в Ассоциацию американских домашних пивоваров, которая не только помогала новичкам открыть свою пивоварню, но и выработала четкие правила относительно того, какая пивоварня может считаться крафтовой и какое пиво считается крафтовым, а какое нет. 

В завершение стоит отметить, что популярность домашнего пивоварения и крафтового пивоварения – не стали исключительно американским явлением. Сегодня во всех странах от Скандинавии до Японии безумно попуkярно крафтовое пиво, доля которого постоянно растёт на фоне снижения традиционных сортов пива. Крафтовое пивоварение понемногу развивается даже в России, несмотря на очень непростое законодательство.

Российский рынок пива на 75% занят транснациональными гигантами Carlsberg, Heineken, Anheuser-Busch InBev, Efes. Оставшиеся 25% делят более 300 независимых пивоварен. Крафтовое пиво (то есть экспериментальные авторские сорта) варят как крупные заводы, так и небольшие пивоварни. Объём этого рынка не превышает 1-2% от всего производства пива. Но в отличие от рынка в целом, доля крафтового пива постоянно растёт, а значит крафт отнимает долю рынка у крупных производителей.

Будьте первым, кто оставит комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *