Press "Enter" to skip to content

Манифест

Манифест
«Русского винокуренного общества»

(публикуется в сокращённом виде)

На сегодняшний день (конец 2017 года) на алкогольном рынке России и бывших советских республик наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. Эти тенденции существовали всегда, и в будущем будут нарастать независимо от внешних факторов, так как в их основе лежат объективные причины. Что это за тенденции?

1. Сокращение потребления водки

Всё больше людей приходят к выводу, что все качественные водки одинаковы на вкус, и нет никакой ощутимой разницы между просто хорошей водкой и «элитной» или «премиальной» водкой. Следовательно, потребитель выбирает уже не между несколькими сортами водки, а между водкой и другими крепкими напитками. При этом водка всё чаще проигрывает.

На протяжении 10 последних лет, начиная с 2007 года, идёт непрерывное сокращение объёмов производства легальной водки на фоне роста потребления других алкогольных напитков. Так например, в 2017 году продажи дорогих вин выросли на 35%, игристых вин на 15%, виски на 20%, коньяка на 75%, а абсента вообще на 200% по сравнению с 2016 годом. *

Многие эксперты алкогольного рынка сходятся во мнении, что выбор алкогольных напитков очень сильно зависит от уровня дохода потребителей – чем выше доходы, тем чаще покупается виски, коньяк и вино, и тем реже покупается водка. Те, у кого денег совсем мало покупают суррогатную водку и аптечный непищевой алкоголь.

2. Рост культуры потребления алкоголя

Дорогой алкоголь в подворотнях и на лавочках распивать не принято даже у маргинальных слоёв населения. Хороший коньяк или виски пьют чаще всего дома/в гостях или в баре/кафе/ресторане, понемногу, наслаждаясь ароматом и вкусом напитка и приятным общением. Качественный алкоголь выбирают всё чаще ещё и потому, что он не имеет тяжёлых похмельных последствий на утро после распития.

Обе эти тенденции существовали всегда, и развивались непрерывно с момента «изобретения» водки в её нынешнем виде — в виде водного раствора спирта-ректификата. Однако, происходящее на наших глазах стремительное вытеснение водки (при всей её отвратительной примитивности) зарубежными спиртными напитками вызывает тревогу. Алкогольный рынок большого постсоветского пространства оказался в беспомощной ситуации. Древние русские традиции производства и потребления крепких алкогольных напитков были уничтожены двумя царскими реформами и окончательно похоронены реформой советской, а водка на наших глазах вытесняется более сложными напитками иностранного производства.

Главная задача этого манифеста — зафиксировать картину процессов, происходящих на российском рынке крепкого алкоголя, и обозначить возможное и желаемое направление развития этого рынка. Но для начала попробуем описать также и общемировые процессы в которые вовлечена наша страна.

Во всём мире сегодня происходит процесс разрушения глобализма. Уже несколько лет во многих развитых и развивающихся странах нарастает мощнейшее движение идеологического и культурного возврата в прошлое, к простым формулам культурной идентичности. Конкурировать на глобальном пространстве в ближайшем будущем смогут лишь экономики тех стран, которые будут иметь сильные основы – семью, старую культуру, традиции.

При этом, не стоит заблуждаться относительно терминов «глобальное пространство» и «глобальная конкуренция». Эта конкуренция происходит не где-то там на бирже за океаном, а прямо на полке магазина, в котором любой из нас покупает вещи и продукты.

В связи с этим можно выделить три ключевых изменения которые, на наш взгляд, должны произойти в структуре производства и потребления крепкого алкоголя в России в ближайшие годы.

  1.   Доля алкоголя, произведенного по технологии дистилляции из зернового сырья методом брожения, должна существенно увеличиться. С момента появления в России технологии дистилляции в XV веке и до конца XIX века именно зерновые дистилляты составляли основную массу потребляемого в нашей стране алкоголя, как в натуральном виде, так и в виде более сложных напитков. Крепкие напитки из винограда и плодово-ягодного сырья всегда были редкостью и стоили дорого. Впрочем, как и в наши дни.
  2.   Ассортимент алкогольных напитков, изготовленных на основе традиционных русских рецептов из зерновых дистиллятов должен стремиться к бесконечности. Даже по сохранившимся скудным историческим источникам XVIII-XIX вв. видно, что в то время существовали десятки видов крепких алкогольных напитков, и сотни сортов напитков каждого вида. Возврат к прежнему многообразию должен стать одной из основных целей нашего Общества.
  3.   Значительная доля алкоголя, произведенного из зернового сырья методом дистилляции, и большая часть традиционных напитков, приготовленных на его основе должны производиться на малых предприятиях. Не будем забывать, что традиционное производство крепкого алкоголя в России исчезло не само по себе, а при активном участии крупных отечественных и зарубежных производителей спирта-ректификата. Поэтому было бы недостаточно ограничиться возрождением традиционных рецептов крепких алкогольных напитков. Не менее важным является возврат к прежним формам производства напитков, а именно к малым сельскохозяйственным винокурням (использующим сырьё, выращенное в этом же регионе) и домашним производствам. В противном случае крупные производители очень быстро обесценят и дискредитируют самую суть традиционных русских напитков, разливая низкосортные имитации на основе всё того же ректификата. Именно такая ситуация складывается сейчас на рынке крафтового пива во многих странах мира, и у нас нет никаких причин считать, что с зерновыми дистиллятами будет иначе.

Для того, чтобы оценить эффект, который может дать возврат к малым формам производства алкогольных напитков по традиционным рецептам, достаточно посмотреть на те изменения, которые за последние 40 лет пережили винодельческая и пивоваренная отрасль в Европе и США. Ещё недавно казалось, что обе отрасли находятся под полным контролем нескольких крупных производителей, и у малых предприятий нет никаких шансов. Однако, опыт крафтовых пивоваров и гаражных виноделов убедительно доказывает — в мире нет ничего постоянного. Не нужно ждать милости со стороны государства или крупных производителей. Нужно объединяться и отстаивать интересы домашних и малых производителей дистиллятов также, как это делает Ассоциация крафтовых пивоваров CRAFT DEPOT

Русское винокуренное общество – основа для создания влиятельного профессионального сообщества, которое сможет поддерживать на должном уровне статус винокура/дистиллятора, точно формулировать задачи, верно расставлять приоритеты, добиваться признания и поддержки, решать глобальные вопросы и противостоять вызовам современности.

* По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА.

Будьте первым, кто оставит комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *