Press "Enter" to skip to content

Производство алкогольных напитков для личного потребления: правила безопасности

По общему правилу действие Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не распространяется на деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт [1].

Если вы производите алкогольную продукцию в домашних условиях для личного потребления, то важно знать правила, соблюдение которых будет гарантией того, что вы не будите привлечены ни к административной ни к уголовной ответственности. Мы рассмотрим и те нормы закона, которые вступят в силу с 01.01.2018 года. Итак…

Производство

Правило №1. Запрещено хранить и использовать при производстве алкогольной продукции основное технологическое оборудование (ОТО) мощностью более 200 декалитров не зарегистрированное в установленном законом порядке.

Что такое ОТО? ОТО это оборудование используемое для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. ОТО, в зависимости от его функционального назначения разделено на два вида:

  • оборудование для производства (перегонные установки (аппараты); аппараты, установки и колонны для очистки и ректификации этилового спирта; комплектные установки для производства спирта и ликеро-водочной продукции; аппараты для гидролиза растительного сырья; ферментационное оборудование (аппараты дрожжерастительные, бродильные); гидротаторы этилена; угольно-очистительные батареи; угольные колонки; песочные фильтры (фор-фильтры); машины (автоматы); агрегаты для разваривания сырья; котлы колеровочные и сахарозаварные); установки для фильтрования с тканевыми перегородками, намывные, пластинчатые, патронные, сепараторы и центрифуги, а также установки с функциями фильтрования и сепарирования; теплообменники оросительные, погружные, рубашечные, кожухотрубные, пластинчатые, много- и однокорпусные; оборудование для исправления и умягчения воды; емкости для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
  • оборудование для оборота (мерники; емкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) [2].

Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с производственной мощностью более 200 декалитров (до 01.01.2018 года — более 4000 декалитров) подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ [3]. К оборудованию, подлежащему регистрации относятся: 1) перегонные установки (аппараты); 2) аппараты, установки и колонны для очистки и ректификации этилового спирта; 3) комплектные установки для производства этилового спирта [4].

Порядок расчёта мощности ОТО используемого для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, а также для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи определяется законодателем [5]. Производственная мощность ОТО рассчитывается по определенной формуле (см. формулу и порядок расчета Приказ РАР №328, Приказ РАР №162) [6].

Такой порядок действий установлен для субъектов алкогольного рынка, для производителей.

Теперь давайте попробуем разобраться как в соответствии с законом следует с 01.01.2018 года поступать тем, кто производит алкоголь для личного потребления.

Дело в том, что в июле 2017 года в КоАП РФ были внесены изменения. П. 5. ст. 14.17 КоАП РФ теперь предусмотрена административная ответственность для граждан за использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке (установлен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования) [7].

Обращаем внимание, что речь здесь идет только об оборудовании для производства этилового спирта (этиловый спирт – это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) [8].

Практическая реализация новых правил вызывает ряд вопросов, на которые, как это часто бывает, ответов ни законодатель ни судебная практика пока не дают.

30 мая 2017 года было принято новое Постановление Правительства РФ №666, а 30 октября 2017 года был издан Приказ Минфина России №167н [9]. В соотвествии с документами регистрировать ОТО теперь могут не только юридические, но и физические лица [10]. Получается, что теперь физические лица могут и обязаны зарегистрировать ОТО в установленном законом порядке, т.е. должны подать соответствующее заявление в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (РАР). Однако до настоящего времени не понятно как в отношении физических лиц будут применяться правила регистрации ОТО [11]. Не ясен и еще один вопрос: а смогут ли физические лица использовать зарегистрированное в установленном законе ОТО для производства алкогольной продукции для своих нужд? Остается только ждать разъяснений РАР.

Правило №2. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта немаркированной алкогольной продукции запрещены.

Уголовным законом установлено наказание за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, совершенные в крупном размере [12]. Крупным размером признается стоимость немаркированной алкогольной продукции, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей [13].

Перевозка

Правило №3. Перевозить можно не более 10 литров на одного человека произведенных алкогольных напитков.

С 01.01.2018 года вступит в силу новая статья 14.17.2. КоАП РФ, положения которой ограничивают перевозку алкогольной продукции, произведенную для личного потребления [14].

Так, перемещение по территории РФ алкогольной продукции, немаркированной в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением перемещения указанной алкогольной продукции по территории РФ физическими лицами в объеме не более 10 литров на одного человека, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения [15].

В свою очередь, незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции стоимость которой превышает двести пятьдесят тысяч рублей признается контрабандой (ст. 200.2 УК РФ) [16].

Продажа

Правило №4. Запрещено продавать алкогольную продукцию, произведенную для личного потребления.

Еще одним нововведением этого года стала ст. 14.17.1. КоАП РФ (Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами) [17].

Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции [18].

Следует отметить, что в данном случае административная ответственность наступает не зависимо от того была продана одна бутылка или ящик алкогольной продукции [19].

Что касается уголовно ответственности, то в соответствии со ст. 171.4 УК РФ (эта статья тоже новая, введена в УК в 2017 году) незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 151.1 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года [20].

Под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции понимается розничная продажа такой продукции физическим лицом либо продажа алкогольной продукции (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи) лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за исключением розничной продажи вина, игристого вина, осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями (индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [21].

Под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенной неоднократно, понимается продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию [22].

Маркировка

Правило №5. (на всякий случай). Разумеется физическое лицо не имеет права изготавливать в целях сбыта или сбывать поддельные акцизные марки либо федеральных специальные марки для маркировки алкогольной продукции [23].

Ст. 327.1 УК РФ за нарушение запрета установлено наказание: штраф: от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; либо принудительные работы: до пяти лет; либо лишение свободы: до восьми лет со штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо без такового [24].


Пронина Наталья Владимировна
Старший преподаватель Факультета права НИУ «Высшая школа экономики»
Специализация:
Административное право
Государственное регулирование производства и оборота алкоголя
Корпоративное право


[1]. П 1. Ст.1. Федерального закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федеральный закон от 29.07.2017 N 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной»). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57427107/10105489/tab/0/paragraph/375536:1

[2]. См.: Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 января 2006 №17-р). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/5220578/

[3]. См.: П. 1. Ст. 14.1 ФЗ от 22.11.1995 №171-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57427107/10105489/tab/0/paragraph/2798497:1

[4]. См.: Пп. 1.1. П. 1. Ст. 14.1. Там же.

[5]. См.: Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 22 октября 2014 г. №328 «О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/70825980/; Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 2 июня 2014 г. №162 «О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/70712442/

[6]. См.: Там же.

[7]. См.: П.5. ст. 14.17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в редакции Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 278-ФЗ (последняя редакция)). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57414538/12125267/tab/0/paragraph/736970393:5

[8]. См.: П. 1. Ст. 2 ФЗ от 22.11.1995 №171-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57427107/10105489/tab/0/paragraph/200:1

[9]. См.: Постановление Правительства России от 30 мая 2017 г. №666 «О государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71689748/paragraph/1:3; Приказ Минфина России от 30 октября 2017 г. №167н «Об утверждении формы заявления о государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2017 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71819234/paragraph/1:2

[10]. См.: Там же.

[11]. См.: Постановление Правительства России от 30 мая 2017 г. №666. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71689748/paragraph/1:3

[12]. См.: Ч.5. Ст. 171.1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в редакции Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 №250-ФЗ). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10108000/paragraph/21691872:1

[13]. См.: Примечание. Ст. 171.1. Там же.

См. также материалы судебной практики:

Решение по делу № 1-344/2017 от 11 апреля 2017 года. Свердловский районный суд г. Иркутска. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sud-praktika.ru/precedent/296330.html

Решение по делу № 1-418/2015 от 5 августа 2015 года. Черногорский городской суд Республики Хакасия. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sudact.ru/regular/doc/bgvPCvtfOImr/

Решение по делу 1-161/2016 от 11 марта 2016 года. Калужский районный суд. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/court-kaluzhskij-rajonnyj-sud-kaluzhskaya-oblast-s/act-517964900/

[14]. См.: Ст. 14.17.2. КоАП РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57414538/12125267/tab/0/paragraph/935134568:5

[15]. См.: Там же.

[16]. См.: Ч.1. Ст. 200.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в редакции Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 №250-ФЗ). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10108000/paragraph/1224096313:1

[17]. См.: Ст. 14.17.1. КоАП РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12125267/14/#block_14171

[18]. См.: П.1. Ст. 14.17.1. Там же. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12125267/14/#block_14171

[19]. См.: Решение по делу 5-651/2017. Красноусольский Мировой суд. Судебный участок № 1 по Гафурийскому району Республики Башкортостан. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-1-po-gafurijskomu-rajonu-respubliki-bashkortostan-s/act-239423733/; Решение по делу 5-652/2017. Красноусольский Мировой суд. Судебный участок № 1 по Гафурийскому району Республики Башкортостан. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-1-po-gafurijskomu-rajonu-respubliki-bashkortostan-s/act-239423734/

[20]. См.: Ст. 171.4. УК РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10108000/paragraph/161321588:1

[21]. См.: Ч.1. Примечание. Там же.

[22]. См.: Ч.2. Примечание. Там же.

[23]. Ч. 3. Ст. 327.1. УК РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10108000/paragraph/161321604:1

[24]. Там же.

См. также ответственность по Ч. 5. Ст. 327.1. УК РФ

 

Один комментарий

  1. Иван Топор Иван Топор 22.06.2018

    Нашел на форуме хомдистилера комментарии Натальи Прониной по поводу правоприменительной практики. Оказывается за перевозку немаркированной алкогольной продукции физическими лицами уже наказывают конфискацией и штрафами. Теперь с юга больше 10 литров вина или чачи не привезешь. Цитирую ответ Натальи на вопрос о том, действует ли статья 14.17.2. КоАП РФ.

    На сегодняшний день, проанализировав судебную практику и уже имеющееся мнения гос. органов, можно сделать вывод, о том, что по ст. 14.17.2 КоАП РФ физические лица могут быть привлечены к административной ответственности в следующих случаях:

    — перемещающие алкогольную продукцию немаркированную в установленном законом порядке в объеме белее 10 литров на одного человека, произведенную хозяйствующими субъектами (т.е., например, перевозят водку «Путинка» без марки) [1];
    — перемещающие спиртосодержащую жидкость в объеме белее 10 литров на одного человека [2];
    — перемещающие на личном автомобиле алкогольную продукцию собственного изготовления в объеме более 10 литров на одного человека [3].

    1. См. например:

    Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях по ст.14.17.2 КоАП РФ рассмотренных мировым судьей судебного участка №2 Акбулакского района Оренбургской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://akb2.kodms.ru/press/obobshenie-po-st14172-koap-rf/

    Постановление Мирового судьи судебного участка №14 Советского судебного района г. Брянска по делу № 5-44/18 от 12.08.2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/…/act-241289276/

    Постановление Мирового судьи судебного участка по городу Агидели Республики Башкортостан по делу № 5-224 / 2018 от 12.03.2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/…/act-241348089/

    Постановление Мирового судьи судебного участка № 19 Петуховского судебного района Курганской области по делу №№ 5-56/2018 от 06.02.2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/…/act-241152884/

    Постановление Мирового судьи судебного участка № 2 Татищевского района Саратовской области по делу № 5-77/18 от 26.02.2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/…/act-241247384/

    2. См. например:

    Постановление Мирового судьи судебного участка № 1 Лескенского судебного района Кабардино — Балкарской Республики по делу №№3-131/18 от 21.02.2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/…/act-241212718/

    Постановление Мирового судьи судебного участка №6 Октябрьского района г. Саратова по делу №5- 243/2018 от 14.03.2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/…/act-241401018/

    Постановление городского суда Республики Татарстан по делу №5-212/2018 от 2602.2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/…/act-580799678/
    3. См. например: Ответ Министерства финансов РФ №03-14-11/12347 от 27.02.2018 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *